eisa_ru (eisa_ru) wrote,
eisa_ru
eisa_ru

  • Mood:
  • Music:
Ходили мы в прошедшие выходные в театральный музей им. Бахрушина. Удовольствия от этого посещения получили мало: слишком уж нервирует пристальное внимание "бабок"-смотрительниц этого госкультурного заведения. Стоило мне проявить более-менее пристальноe внимание к какому-либо экспонату или орнаменту холла, как за спиной тут же вырастала кривенькая фигурка такой бабули и слышались нелицеприятные замечания. Хотя руками мы ничего не трогали и не протягивали их ни к стенам, ни к предметам экспозиции - ни-ни!
Вообще, количество бабок на душу посетителей в музее Бахрушина просто поражает: лестница с надписью "Гардероб" заблокирована, и раздевалкой служит вешалка на 30 персон. Получается, что больше 30 посетителей за раз туда и не ходит? Тем не менее, прямо в верхнем ярусе холла находится пост милиции, а бабульки кишат и снуют, одергивая и доставая посетителей в каждом зале. Только и слышно: Туда нельзя! Снимайте без вспышки! Только 10 кадров! Кадры сами считать будете! Это гобелен! Куда пошли? В туалет? Туалет через зал внизу! топ-топ-топ-топ-топ следом.
- А теперь куда? Лестницу смотреть нельзя! - Тут бабенция бросилась защищать черный ход, в который как раз вваливались с морозу сотрудники музея - им можно! На мой робкий лепет, что, мол, архитектурой интересуюсь, лестницу старинную рассмотреть хочется, послышалось угрожающее ворчание, и грозная фигура в розовом вязаном балахоне загородила мне путь.
- Посмотрели и хватит! Больше нельзя! - категорично отрезала смотрительша. Хорошенького понемножку! Procul ite, profani! В голосе бабки слышался нешуточный гнев.
Все время своего пребывания в этом "мусейоне" или "храме муз" (в переводе с греческого) меня не покидало ощущение, что я влезла в чужой дом, и по недоразумению, меня не выперли сразу, а оштрафовали и пытаются вытолкать вон. Или, что я кошка приблудная, пытаюсь под диван заныкаться, а слуги меня веником выметают и - пшшла! пшшла! - с презрением мне кричат.
И зачем, собственно, я в этот театральный музей притрюхала? Ведь не люблю я театр. Я кино люблю. Или интернет читать. А театр - что театр? - искусственное и надуманное зрелище. С кино даже близко сравнить нельзя, какое там... Тем более - древние предметы и портреты старинных актеров, - кто такие? - только продвинутым специалистам и ведомо.
Но все это находится в очень красивом особняке в стиле модерн, да и сами предметы старинные, необычные, в Историческом музее и музее Истории Москвы таких нет...
Холл музея стилизован под готику. (Возможно, в готическом стиле были оформлены и остальные помещения музея, но сейчас они безжалостно ободраны, и белые голые стены печально контрастируют с прекрасными дубовыми оконными рамами и старинным паркетом...)


готический холл музея



Мне очень хотелось понять, как сделаны эти росписи, в какой технике они выполнены. И, невзирая на помехи, это у меня получилось.
Да, такой техники я нигде еще не встречала: все эти великолепные орнаменты на потолке, узоры между деревянной отделкой и картины в промежутках между деревянными решетками написаны на холсте маслом и приклеены к штукатурке!



угол холла прямо над постом милиции. Снято без вспышки, да еще руки дрожали: шутка ли - нашу супружескую пару смешных интеллигентов окружало не меньше полудюжины враждебно настроенных пенсионерок и бравая сержантесса.



Одна из нескольких сцен средневековой жизни, украшающая помещение холла. Картина написана маслом на маленьких кусочках холста, которые вклеены внутрь деревянной решетки. Кажется, что это целое полотно.
В том же холле большие участки стен обиты настоящими гобеленами, а рядом с постом милиции и лотком с открытками и буклетами находятся подобия средневековых тронов или сидений из готических храмов, искусно сделанные из темного дерева и украшенные многочисленными шишечками.



Cтаринная оконная задвижка



Вид из окна не московскую зиму



Старинный замок на двери из холла. Виден клевер-четырехлистник и деталь, на которой крепятся дверные петли.



костюм Аиды из одноименной оперы



фигура шута из кабинета Бахрушина. Там был потрясающий полукруглый письменный стол, но он не влез в кадр.




портрет актрисы Бараш



А этот необычный предмет - гибрид зрительной трубки и флакона с нюхательной солью. Дамы были такие чувствительные, что, должно быть, часто падали в обморок от увиденного театрального зрелища. Тут-то и пригождалась нюхательная соль! (А можно наверно было и валерьянку в пузырёк налить, и настойку опиума ;)


Недавно я такое же засилье недружелюбных сотрудниц наблюдала в музее Марины Цветаевой, что в Борисоглебском переулке. Музей этот с декабря стал платным, о чем, посетителей, естественно никто, не почесался предупредить. Я уже, было, сдала шубу в гардероб, осмотрела зал, посвященный Анастасии Цветаевой, в котором запросто могла украсть чьи-то разбросанные там вещи и музыкальный инструмент в футляре но воровать удобнее в метро, но не сделала этого из уважения к высоким эгрегорам культуры. Я посетила туалет, где по-английски со мной поздоровалась некая дама, вносившая туда чайник, полный спитой кофейной заварки. Я даже поднялась по знаменитой лестнице, воспетой Мариной и Анастасией. Но, вступив в святая-святых я остолбенела от учительского окрика: А вы билеты взяли?
Я даже не взяла денег на билет в тот день. Я была морально не готова. И я с позором удалилась. Общипанная, но не побежденная.
У словоохотливой гардеробщицы в домк Цветаевой я узнала, что посетители им в-общем-то не нужны: теперь туда водят школьные экскурсии. Вообразите себе - Марина Ивановна - детский поэт?! Как вам такое? Этакая Агния Барто?
Впрочем, Ницше тоже был поэтом. Можно и его в школьную программу включить. Чтобы дети наши, как говаривал еще старина Монтень во время оно, "выходили из учебных заведений после 15 лет обучения с головами не наполненными знаниями, а разбухшими от них".

Мы все живем в муравейнике. Ну зачем муравьям культура? На кой она им сдалась?
Музеи надо вообще оставить только как хранилища ценностей, запасники, которые при необходимости можно спокойненько разворовать и распродать (первый пример уже подал Эрмитаж - главный музей России, отож). Иконы все изъять и отдать в храмы (читаете _corso_?).
А куда делись скелеты динозавров из ПИНа, кто-нибудь знает? Спросите у директора;) Дома художника все надо закрыть и снести, как ЦДХ.
То-то и оно.

И еще часть превращения человечков в муравьев помогут выполнить музеи: войдя в школьные мероприятия, которыми мучают детвору, уставшую от уроков и перемен, рвущуюся к компу и зомбоящику, и получающую стойкое отвращение ко всему, что проходится по школьной программе.

А то, что культуре - капец, подтверждает множество фактов.
Закрытие под разными предлогами учреждений дополнительного образования - домов детского творчества и клубов. Планирующееся закрытие "толстых" журналов типа "Нового мира". Странные распоряжения сверху, спускаемые в научные лаборатории, где ученым велено составлять отчетность, в которой требуется указывать грядущие результаты экспериментов О-о(((
Tags: размышлизмы, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments