eisa_ru (eisa_ru) wrote,
eisa_ru
eisa_ru

Categories:

символизм

Леди со сферой
Символика и трактовка

Ты, держащая море и сушу Неподвижно тонкой рукой…
А.Блок

Лишь белая, в белой одежде,
Как в пеплуме древних богинь,
Ты держишь хрустальную сферу
В прозрачных и тонких перстах.А все океаны, все горы,
Архангелы, люди, цветы —
Они в хрустале отразились
Прозрачных девических глаз...

Николай Гумилев




С некоторых пор я обратила внимание на изображения женщины, держащей в руке шар или сферу. Он встречается то на полотнах разных художников – по большей части символистов, то в поэзии. Этот образ, глубокий и всеобъемлющий, находит в моей душе отклик, тающий отзвук трубы. Этот образ всегда со мною – он умиротворяет и успокаивает, – моё сознание становится ровнее и как бы космичнее… Стоит ли сразу называть эту фигуру архетипической, обобщать, глобализировать, раздувать и преувеличивать?
Я думаю, что не стоит. Хороший тон требует преуменьшить размеры вновь открытого «архетипа». Потому в своем маленьком исследовании я буду рассматривать Леди со Сферой просто как древний поэтический символ, а не как архетип, или сверхсимвол.


Итак, Урания – муза астрономии, держит в руках небесную сферу. Урания олицетворяет не просто астрономию, как науку или искусство, но также и принцип познания, тягу ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам, космическому сознанию в целом. Она выводит нас за рамки простого наглядного, предметного изучения мира, отрывает от земного. Она зовет нас покинуть внешний хаос, в котором существует человек, и погрузиться в созерцание вечного бега звезд, отражающего судьбу мира. Это ипостась души, которая тянет нас вверх – в таинственные горние высоты предвечных небес. Она олицетворяет силу созерцания, интуитивного познания, связывает нас с Великим Космическим Разумом.




В магическом символизме круг олицетворяет силы, сущие без начала и конца, и одновременно является символом мироздания. Таким образом, Дева или Жена, «держащая море и сушу», несет весь земной шар и одновременно Вселенную со всеми ее небесными сферами



На картине "Biciulyste" этот образ предстал Чурлёнису в чистом виде. На голове Девы корона из лучей света, отчасти напоминающая известное изображение Нефертити в высоком головном уборе царицы Египта. Эта картина так много значила для художника, что он подарил ее своей любимой женщине, соединиться с которой ему было не суждено. Biciulyste в переводе с литовского, – дружба, что на первый взгляд не соответствует изображенному символу. Однако, если представить, что дар художнику от Царицы Мира – вся Вселенная, вмещенная в сияющую сферу, - Вселенная, готовая сорваться с сомкнутых рук от единого дыхания, и отлететь в дар Любимому в виде сгустка энергии, то название картины просто не может быть иным.




Земная сказка – мир с лесами и долинами в сиянии света под куполом сверкающей драгоценными отблесками атмосферы. Его держит Королева на своей ладони. Король и Королева склонились над Миром как создатели и любуются своим творением. Снова Чурлёнис, "Karaliai. Pasaka."



Японская Богиня Солнца Аматэрасу также изображается со сферой в руках. Внутри сферы помещается Лунный Заяц.



Словарь символов : http://mirslovarei.com/content_sim/Nadezhda-525.html
Надежда на Западе символизируется якорем, либо женщиной с шаром, либо рогом изобилия, грушей или ульем.

Более низкий по звучанию – образ Venus Verticordia у Россетти. Венера, играющая сердцами, протыкает яблоко стрелой своего сынишки Амура, вместо того, чтобы его надкусить, преобразоваться в Еву и пострадать самой. Венера Изменчивая Сердцем лишь забавляется содроганиями смертных от причиняемых им любовных мучений. Для Венеры – это всего лишь игра. Она лукаво улыбается, на ее устах - довольство, в глазах – безмятежное веселье. Яблоко – сферический символ плотской любви. Под острием божественной стрелы яблоко вечно под угрозой. Его судьба зависит от каприза Богини.



Зловещий, недобрый образ Истины создал Густав Климт: голая Правда в виде рыжей красавицы с остекленевшим взглядом держит сферический светильник на ручке, чем-то напоминающей вилку. Мировая Сфера, Мировой Свет словно насажены на острия трезубца.




Бытие мироздания также непрочно, как цветы одуванчиков, помещенные внизу картины. Однако, не всё так просто: они написаны настолько условно, что могут означать вовсе не цветочки, а сперматозоиды или даже «сперматические эйдосы» - зачатки миров, вьющиеся вокруг. Они могут в любой момент развиться и прийти на смену существующему мирозданию или автономно прорастать во Вселенной.
«Kannst du nicht allen gefallen durch deinethat und dein Kunstverk mash es wenigen recht vielen gefallen ist sehlimm” – «Нравиться всем невозможно. Если твое искусство нравится многим, это дурно, твори для немногих». Так или примерно так переводится эта фраза из Шиллера, начертанная в верхней части картины без знаков препинания. Она служит девизом всего полотна и не оставляюет надежд для большинства «творцов актуального искусства». Впрочем, она сулит утешение тем немногим, чей удел есть грядущая слава как «солнце мертвых».
Стеклянные глаза вперяются вдаль в поисках грядущей славы, волчий оскал чуть приоткрытого рта, раздражающая нагота и агрессивно яркие волосы угрожают зрителю. Ноги фигуры обвивает темная змея горечи, всегда сопровождающая Истину. С этой змеей будет иметь дело каждый искатель.
Орнамент позади фигуры Богини также змеевидный. Выше пояса он намекает на зигзаги умственной деятельности, повторяющие мозговые извилины. Ниже талии Богини орнамент переходит в движение плавных потоков энергии, сопутствующей нижним чакрам.
Мало кто изображал Истину столь нелицеприятной.
Мне посчастливилось встретить еще одно изображение Истины с похожим светильником:



«Истина, вылезающая из колодца» Эдуара Деба-Понсана написана в 1898 году и посвящена делу Дрейфуса. Так сказать, частный случай этого символа.

Несколько упрощенными и вторичными изображениями Дамы со сферой я отважусь посчитать портреты маркизы Луизы Казати, жившей на рубеже ХХ века и вдохновившей целую плеяду художников и фотографов создать замечательную галерею собственных портретов. Сама Луиза Казати была одной из знаменитых красавиц Серебряного века, она была для многих и символом и музой.
Хрустальную сферу подарил Казати Габриэле д`Аннунцио как своей музе и символу вечной женственности. Казати из собственной жизни создала совершенное произведение искусства. Аннунцио звал ее Корой, и она даже подписывала этим именем свои письма к поэту. Кора или Геката по Юнгу – царица ночи, богиня Луны, - один из архетипов, всегда присутствующих в нашем подсознании.


Ман Рей. Маркиза Казати с шаром:



Федерико Бельтран-и-Массес.
"Луиза Казати с шаром":






"Хрустальный шар" Уотерхауса



П.Кузнецов. Девушка с кувшином, 1020


Напоследок еще раз подчеркну, что мое исследование маленькое и далеко не полное. Я с благодарностью приму любые поправки и дополнения.
В свой обзор я не сочла нужным включить такие картины, как «Девочка на шаре» Пикассо, странного андрогинного и рогатого «Парсифаля» Жана Дельвиля, «Sorcery» Сомова, а также описание богини Shar из Википедии.
Tags: art nouveau, живопись, символизм, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments