eisa_ru (eisa_ru) wrote,
eisa_ru
eisa_ru

Categories:

О "Солнечном ветре"

Мини-сериал 82 года посмотрела.

Почему вообще начала смотреть это кино? Чем заинтересовывает тот или иной фильм среди тысяч?

Первое, что видит глаз - какой-то ключевой кадр и название.
В кадре - лицо главной героини. Такие лица мне чем-то не нравятся, но и не отталкивают, - столь красивые, они не могут отталкивать. Но, конечно, я бы прошла мимо, если бы не название, дело в нём. "Солнечный ветер". Это вдохновляет. В первой серии вдохновляло все, такая там атмосфера. В следующих атмосфера рассосалась, смотреть приходилось с усилием, за что я и не люблю сериалы. Кино предпочитаю одно-, с трудом двухсерийное. Для меня посмотреть фильм - как высунуться в другой мир, забрать с собой мысли, впечатления и потом один-два дня их переваривать. Если материал подойдет, он встраивается в систему мироздания и живет там очень долго, иногда всю жизнь. Таких фильмов в моей личной эмоциональной памяти немного, как и книг. Хотя вся целиком состою из какой-то виртуальной материи. Просмотренный фильм близок мне тем, что он о пути ученого в 70-е - 80-е годы. А я очень хорошо помню те времена, как обстояло дело, я сама чуть не пошла тем путем. И хорошо, что не пошла.

Эйса-то кочерыжка старая, в 78 ей было 14, она в 9-м классе училась, ходила лаборанткой работать раз в неделю на УПК в НИИ ОП и ПФ. Школу окончила в 16, а потом 3 года поступала на биофак, работая лаборантом в разных местах. Ну и насмотрелась во время работы и учебы на всю эту научную кухню. И места в науке ей не нашлось, а тема вот до сих пор волнует.



Героиня исследует влияния слабых магнитных полей на белковые структуры в живых организмах. Обнаруживает, что слабые магнитные поля как-то влияют на жизнедеятельность организма. Но подробности в фильме не рассмотрены, чтобы не грузить зрителя. В те времена подобные данные не вписывались в научную парадигму. Воспринимались как шарлатанство вроде телепатии и паранормальных явлений. Но суть фильма не в объекте исследования и не в полученных данных. Это все нужно исключительно для интересности сюжета. Километры пленки посвящены отношениям людей в научной среде, ученые ведь так же интересны для наблюдения, как сами объекты исследования.

Работать в науке в 70-х и 80-х было престижно, удобно и выгодно: кандидат получал зарплату рублей 160, т.н. кандидатский минимум, мог сидеть где-нибудь в НИИ, ничего не делать, это было как маленькая пожизненная рента. Доктора получали еще больше. Но молодых специалистов вузы производили каждый год в огромных количествах, выехать за рубеж возможности не было; старые кадры, в том числе - почтенные академики в последней степени маразма, ни на какую пенсию никогда не уходили. Поэтому распределиться в столицу, остаться при кафедре, защитить кандидатскую было трудно, а докторскую - крайне трудно. И люди устраивались кто как мог. Из девушек кто-то уходил из науки замуж, кто-то в учителя. Безработицы в стране не было. Но ощущение глобального затыка в научной среде было. Сотрудники сплошь и рядом друг друга подсиживали, интриговали. Карьера зависела от начальства, а не от таланта, идей и способностей. Процветал протекционизм, для него существовал даже специальный термин - блат. Лишь иногда попадались этакие наследные принцы - дети и внуки заслуженных деятелей. И хорошо, когда у таких персонажей хватало идей, способностей и сил для работы. В фильме показан один такой тип. Он почти всесилен, он рулит всеми, рушит карьеры и жизни. И главной героине он предлагает любовь и брак, но она с ужасом и сожалением отвергает его.

Героиня терпит лишения, ее ущемляют, она работает по остаточному принципу. Ставит установку, сделанную на заказ техником за свой счет в какой-то чуланчик в институте. В середине фильма ее вообще выгоняют с работы. Но она продолжает свои исследования, кажущиеся безнадежными.

Характер героини в фильме под стать названию - "солнечный ветер". Умница, красавица, еще и открыла влияние магнитных полей. А вокруг нее - коллеги-физики, биофизики и иже с ними. Молодые, в расцвете сил и возможностей. Она ими увлекается, вовлекает в свою орбиту, но не обжигает и не греет. Солнечный ветер, космическое излучение.
Вот, что говорят о ней разные герои (не точно, по памяти) : "Ты много хочешь: то и это, и ребенок". "Ты забиваешь своей энергией!" "Только с тобой я могу работать и создать что-нибудь стоящее!" "Ты должна себя защищать!" Ее окружает сонм роскошнейших мужчин, красивых и разнообразных. Кто был молод в конце 70-х, помнит ли как бегали девы, дамочки, чувихи за джинсами "Левайс" и их обладателями. Сколько мужского эгоизма приходилось переносить, сколь безнадежной была любовь и минимальной - романтика. Какой разврат, цинизм и убожество царили в отношениях... Но не так с героиней фильма: она окружена лучшими представителями пола и профессии, при этом завистливые соперницы не могут, даже не помышляют достать ее ничем. Соперницы даже не появляются на ее горизонте, а убого курят под лестницей ждут своей очереди. Героиня царит среди соратников и коллег. Лучшие, прекраснейшие мужики принадлежат ей! (При этом на все пять серий не приходится ни единого поцелуя.)

Героиня добилась успеха признания своих идей, они получили право на существование. И она получила возможность работать: диссертацию утвердили, тот самый роковой руководитель предложил ей место работы и несколько ставок для сотрудников. Вслед за ней двинулись самоотверженные единомышленники: юный рыцарь и паж и теоретик постарше, оба - физики.



Последний момент по-королевски венчает сюжет.

Героиня остается одна. Она принесла жертву. Развелась с мужем, покинула любовника. Сына отдала бабушке на воспитание.

Только так можно делать какое-то большое дело. Дело жизни. Лишь принеся в жертву самое дорогое.
Tags: кино, размышлизмы, текст
Subscribe

  • Почему в поэме Блока «Двенадцать» появляется Христос.

    Как известно, отец лжи любит обещать золотые горы и россыпи сокровищ тем, кто готов ему служить. Всякий раз эти дары обращаются в россыпи черепков,…

  • Старая книжка о новом искусстве.

    "Дайте мне любого человека, и я найду за что его посадить!", - так или примерно так говорил кардинал Ришельё. "Дайте мне любого человека, и я…

  • Две поэтессы в желтом.

    Имеется в виду, в желтом свете. Так уж получается, когда сравниваешь двух творцов. Потому что для сравнения они всплыли почти одновременно, на днях.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Почему в поэме Блока «Двенадцать» появляется Христос.

    Как известно, отец лжи любит обещать золотые горы и россыпи сокровищ тем, кто готов ему служить. Всякий раз эти дары обращаются в россыпи черепков,…

  • Старая книжка о новом искусстве.

    "Дайте мне любого человека, и я найду за что его посадить!", - так или примерно так говорил кардинал Ришельё. "Дайте мне любого человека, и я…

  • Две поэтессы в желтом.

    Имеется в виду, в желтом свете. Так уж получается, когда сравниваешь двух творцов. Потому что для сравнения они всплыли почти одновременно, на днях.…