eisa_ru (eisa_ru) wrote,
eisa_ru
eisa_ru

Categories:

Три советских фильма. Три маленьких рецензии.

Смотрю старые фильмы.
Вот, "Зеркало для героя" - такой известный фильм, а ни разу не видела, даже не знала о чем. Посмотрела. Понравилось.

Есть правда жизни, она делится на много различных правд (иногда взаимоперекрывающихся). Так вот этот фильм правдив эстетической правдой. В конце 50-х жить мне не доводилось, так что представление мое о той эпохе берется из истории, литературы, рассказов старшего поколения; основывается на старых журналах, архитектуре метро и ВДНХ, наконец. Так вот, фильм полностью погружает современного человека в ту эпоху. Никаких сомнений не возникает, что все там так и выглядело. Люди, в том числе. Психология у героев показана замечательно - выбор актеров удачен во всех отношениях. Тот, что играет журналиста - с красивым, мягким, но слишком обтекаемым лицом, такой весь из себя сноб, - не может адаптироваться к героической жизни, к заводу, выпивает, в разрушке живет. Не любили тогда приспособленцев.
А его напарник - человек дела. Он не просто адаптируется, но и действует. Находит, как применить свои силы и знания, как принести пользу, улучшить положение людей. И героически погибает в конце.
А журналист перерождается хитрым манером (фантастика!).
Есть тут о чем подумать. Хотиненко создал шедевр (имхо). Как старый журнал смотришь. Но только не скучный, а интересный. С бытом, с портретами жителей сталиской эпохи. И все с любовью изображено, без чернухи и перетягивания в негатив.

Единственно, что там привинчено не к месту - это песни и концерт "Наутилуса". Сильнейшим оббразом диссонируют как с сюжетом, так и с видеорядом.



"Серая мышь".
Картина по повести Виля Липатова. Не люблю Липатова - скучаю, повествует он предсказуемо, хотя пишет добротно. Сюжет угадываю и не запоминаю его произведений, а для чего тогда читать и терять время? Для меня хорошая литература - это не та, что нравится, а та, что запоминается, хотя может и протест вызывать вплоть до полного неприятия и несогласия с автором.

Фильм же прекрасен. Абсолютно психоделичен. Поход сельских алкашей по бухло рисуется как огромный алкогольный трип, даже сродни наркоманскому. Границы восприятия раздвигаются. Страшные зори полыхают на темных горизонтах. Почти северное сияние. Под выпивку как смотрится, не передать!

По мере возрастания градуса в головах участников, им открываются новые и новые пространства. Слабые и не готовые к трансформации отваливаются по пути. Остаются два самых продвинутых искателя истины огненной воды. Спившемуся партийному начальнику открывается дзэн в виде крошечной серой мыши, союзника, приносящего просветление. Кризис минует, и герою предстоит обрести мудрость и просветление.

Последний участник трипа дерзает добыть пол литра спирта в недрах башенного крана, работающего глубокой ночью. Карабкается на вращающуюся громаду и гибнет, подобно рыцарю печального образа в последнем бою с ветряными мельницами…

«День свадьбы придется уточнить».

Борьба инстинкта и социальности, усугубленная квартирным вопросом.
Написала про эстетическую правду. Теперь расскажу про небольшую такую ложь. «Полировку реальности», как принято было говорить в ту же советскую эпоху. Полировку и еще кое-какие искажения. Не знаю, как их назвать. Вот для чего сняли этот фильм? Видимо, чтобы показать различные житейские коллизии. Но нельзя было, видимо, снимать быт обычных людишек – беспартийных, не общественников, не передовиков. Вернее можно, но процент передовиков и общественников нужно было соблюсти. Вот как сейчас положено процент ролей в Голливуде отдавать афроамериканцам. Таким образом ложь заложили в сценарий с самого начала: передовик и депутат мучим квартирным вопросом, как и обычный человек. Главный передовик живет в доме с семьями своих детей, не хочет давать ордер на отдельное жилье мужу своей взрослой дочери. И этот самый муж уходит из семьи.

Ну кто в такое поверил бы в те годы? В депутаты, в партию шли не для того, чтобы помогать народу, а для того, чтобы добраться до житейских благ, до тех же квадратных метров, например. Перенаселение в семействе руководящего работника было в принципе невозможно.

Следующая натяжка: студентка-археолог влюбляется в рабочего парня, хотя и красавца (умника, передовика, комсомольца). Студентка, живущая в студии, наполненной старинными фолиантами(!!!!) и невероятной красоты горшками и черепками. Живущая с интеллигентным, симпатичным мужем-коллегой. И вот, она ему предпочла рабочую косточку – голубоглазого блондина с плаката по технике безопасности. И покинула студию мужа-интеллигента. Отказалась ехать с ним в научную экспедицию. Провозгласила примат семейного счастья и деторождения. Поменяла науку на хозяйство и быт. Дальше показано, как она с энтузиазмом накрывает ужин и подает кормильцам и добытчикам тарелки с борщом собственного приготовления, радостно наливает чай из самовара невестке. (Зрелище усугубляется интеллигентным личиком Евгении Симоновой, вот уж поистине влюбится такая в рабочего от станка.)

Напарник голубоглазого принца является в институт к героине и обвиняет ее в пьянстве и сексуальной распущенности. (Интересный способ вернуть в семью загулявшую жену.) Рыцарь-передовик-общественник бьет ему морду и гремит в обезьянник. Папа-депутат приходит освобождать сына, но партийная карьера у того накрывается медным тазом. Как тогда говорили – на биографию легло несмываемое пятно.

Как решил автор фильма данную коллизию?
А никак: через пробел. То есть действие завершается, играет музыка, и счастливая героиня в платье невесты плавными кругами вальса приближается к возлюбленному под сенью яблоневого сада. И зрителю становится понятно, что все у них наладилось, и наступил желанный хеппи-энд.
Отдельно порадовали комменты под видео. «Какой хороший фильм! Так все и было!» Ага, так и было, как же. Никакого кумовства, взяток и помощи родственникам и знакомым. Сплошная зеленая улица для талантов и тружеников. Откуда такие наивные люди берутся? Из какого санатория?

И не подумайте, что я не люблю СССР. Люблю. Но истина мне дорога не меньше.
Tags: заметки, кино, размышлизмы, статьи, текст
Subscribe

  • Где мои цветы нецвЕтные?

    Сто питсот лет назад Елена Камбурова пела: я другое дерево. Так вот, я - бонсай. Наши садовники заинтересованы в разведении фруктовых деревьев -…

  • Морозовский городок в Твери. Зона бомжизни.

    Вчера посетили Морозовский городок три подруги - Эйса, Таня и Лена. Пока добирались, местные оказали нам знак внимания, заинтересованно спросив: Куда…

  • Выставка "Кукловодство"

    проходит в Московском Союзе Художников. Мы с Таней ее посетили, Танечка сделала фотографии, с которыми я вас и познакомлю. Начинаем с ажурной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • Где мои цветы нецвЕтные?

    Сто питсот лет назад Елена Камбурова пела: я другое дерево. Так вот, я - бонсай. Наши садовники заинтересованы в разведении фруктовых деревьев -…

  • Морозовский городок в Твери. Зона бомжизни.

    Вчера посетили Морозовский городок три подруги - Эйса, Таня и Лена. Пока добирались, местные оказали нам знак внимания, заинтересованно спросив: Куда…

  • Выставка "Кукловодство"

    проходит в Московском Союзе Художников. Мы с Таней ее посетили, Танечка сделала фотографии, с которыми я вас и познакомлю. Начинаем с ажурной…