eisa_ru (eisa_ru) wrote,
eisa_ru
eisa_ru

Category:

Тверской Василий, Тверская Нелли. Темное солнце полудня

SWScan909-000093

Я редко читаю фантастику, исключение делаю только для мистической, вроде Майринка или Умберто Эко. Про Нелли и Василия Тверских ничего не знала, пока их книжка не оказалась у меня в руках. Потом уже я с удивлением прочла, что авторы «Темного солнца полудня» - известные писатели. Как приятно открывать для себя что-то! И не по наводке, а лишь по подсказке собственной интуиции. На самой нижней полке любимого «Букиниста» увидела я обложку с картами Таро. Заглянула на первую и последнюю страницы: «Табуретки пахнут смертью»; «В саду стояла оглушительная тишина». Прочитала несколько строк из середины: «Однако, юноша, власть сия ограничена моим почтенным возрастом, поскольку могу быть способным вызывать отражения…» Прелюбопытная, должно быть, книжка, - подумала я, и не ошиблась!
Авторы читали и Еремея Парнова, и Юнга. И, несомненно, всю ту разнообразную эзотерическую байду, что заполонила прилавки Пуксов и Белых облаков, о да. Книжка получилась презабавная, напоминает она Франкенштейна, сшитого из самых разных материй. Навроде тех химер, что таксидермисты создавали в давние времена, и продавали богатеньким коллекционерам , охочим до всяческих диковинок. Напоминает с той только разницей, что старые мастера очень умело подгоняли все части, и не оставляли на своих монстрах дыр, выпирающей набивки и торчащих ниток. Ну да сейчас на дворе постмодерн, и не это главное.
А что же главное в мистико-эзотерической книге?
Чудеса. Да, правильно. Но это ведь только тема. То есть та местность, по которой путешествует читатель. Главное в книге – сюжет. Сюжет – это русло реки. Без него повествование будет похоже на озеро, в лучшем случае. Но обычно недостаток сюжетной динамики погружает читателя в болото или даже лужицу, порой живописную, но слишком мелкую. В ней не поплывешь. А чтобы плавать в озере, нужен какой-то дополнительный стимул, ибо воды слишком спокойны, чтобы увлечь лодку нашего внимания. Книгу статичную достаточно бегло прочитать по диагонали, ознакомиться и закрыть. Захватить наше внимание бессюжетное (или малосюжетное) произведение способно лишь выдающимися мыслями или особой художественностью описаний. Мне более по душе повествование, сходное с рекой – где течение несет тебя, ты отдаешься ему целиком, за каждым поворотом – новое приключение, новые берега. Такое чтение доставляет настоящее удовольствие. И именно так написано «Темное солнце полудня». Внимание захвачено полностью, на каждой странице открывается что-то интересное.
Не хочу останавливаться на недостатках, их много. Масса логических несоответствий, масса лишних деталей и наворотов, какого-то декорума, очень слабо пригнанного к основному повествованию, но, по мнению авторов, необходимого для украшения и разнообразия романа. Что ж, в целом книга очень неплохая, более чем!

Книга состоит из двух частей. Первая часть: «Циклоп спускается в ад». Начало на уровне «Искателя» времен 70-х, только там не про другие планеты, а про тонкий мир. Тема новая, стиль, приемы – прежние. Герой имеет дар осознанных сновидений. Он сдается на исследования в НИИ (в наше-то время, sic!), становится достоянием ученых как честный советский человек, полностью посвящает свою жизнь науке. Но в один прекрасный день не может вернуться из своего астрального путешествия. Попросту говоря, впадает в летаргию. Ученые в панике – как вернуть исследуемый объект?
На помощь науке приходит супермен. То есть Бэтмэн, астральный путешественник и маг. Герой, совместно со своей девушкой (экстрасенсом-психоаналитиком) спускается в ад и выручает оттуда незадачливого сновидца. Тут мы видим яркий, ничем не задекорированный шов на теле нашего чудовища. Здравствуй, постмодерн!
Особого внимания, пожалуй, заслуживают описание жилья этого самого Циклопа. (Авторы дали героям дополнительные мифологические имена Одиссей, Циклоп и Фрейя (в повествовании этих Фрей почему-то аж двое, хотя, по-моему, одной бы вполне хватило, но авторам виднее), дабы углубить сюжет в мифологию, - греческую и скандинавскую одновременно!). В миру этого Циклопа зовут Олег,( как одного всем известного эзотерика). Этот Олег многие годы жил в тибетском монастыре, овладел левитировать, видеть ауру и питаться праной разными тайными знаниями и навыками. Умениями своими заработал неплохие средства, позволившие ему приобрести пентхаус (авторы постеснялись этого термина, но по описанию нетрудно угадать) в Москве. Когда река повествования доходит до изображения сего замечательного жилища, то течение ее замедляется, делается неспешным, дабы читатель мог хорошенько рассмотреть, как живут идеальные эзотерики. На память сразу приходит Гюисманс (все, кто в теме, сразу поймут, как меняется стиль). Смею предположить, что описания жилья, а так же кухни мага – отнюдь не поражающие аскетизмом – дело рук автора-женщины. Масса всевозможных подробностей быта, выписанных, можно сказать, любовно: из чего сделана кровать и одеяло героя, какие баночки с пряностями стоят у него на кухне, куда убирается обувь в прихожей. Такие вещи могут интересовать только дам-с, мужчины не любят задерживаться в передней, они предпочли бы изобразить ложе, алтарь или сразу перешли бы на живописание хорошей, правильной, гурманской гастрономии. Аскеза остается в Тибете. Да здравствует вкусная, здоровая пища!
Пространные описания жилищ с кухнями и пр. распространяется и на вторую книгу: «Тень, знай свое место».
При чем тут Тень? А это все тот же Юнг не дает покоя авторам. Недобрая часть психики, связанная с чувством вины – вот чем является Тень по мнению авторов. Злой рыцарь готичного образа Паук – отличник, спортсмен, красавец, андрогин, из рода дворян-тамплиеров владеет старинным артефактом, подаренным его предками самим Калиостро. (Здравствуйте, дорогие Еремей Парнов, Дэн Браун и Умберто Эко! Низкий поклон от авторов вашей честной компании!) Паук призван очищать мир от грешников, старадающих чувством вины. Не воров, не убийц, не предателей и т.п., – заповеди можно нарушать сколько угодно. Самый тяжкий грех – это чувство вины! Причем вины какого-то особого свойства: ведь каждому известно, что среди нас «едва ль отыщется один, тяжелой пыткой не измятый, до преждевременных добравшийся седин без преступленья или утраты». В чем особенности этой самой вины, я, если честно, не догнала. Но это какая-то специфическая вина, иначе Паук выкосил бы пол Москвы (см. цитату из Лермонтова).
Очистка идет в два этапа.
Первый – обнаружение жертвы и изготовление ее портретной куклы. Второй – уничтожение жертвы (грешника). Но не посредством банального энвольтирования, как можно было бы предположить, а завлечение ее, соблазнения, склонения к половому контакту с последующей демонстрацией Тени с помощью магического артефакта. Узрев Тень, жертвы немедленно самоубивались, оставляя типовые предсмертные записки, благодаря которым на Паука вышла наша группа спасателей, и обезвредила его в честном астральном поединке.

По логике вещей, из описания артефакт а следует, что Тень должна убивать взглядом или утаскивать в адЪ, но нет, авторам так не интересно. Наверное, слишком просто, а хочется как почуднее. Но про логику я уже писала, хватит клевать беззащитных авторов, книга же интересная, а это главное!
Tags: книги, текст
Subscribe

  • Глаз в пирамиде. Торжок и приторжковье.

    Съездили на экскурсию, посвященную творчеству архитектора Николя Львова. Конечно же, о сем творчестве я писать не буду. Память у меня все хуже, надо…

  • 1 июня в Царицыно. 2021.

    Как всегда в день защиты детей в Царицыно собираются хиппи, прочие неформалы и всякие примазавшиеся - потусить, пофоткаться, повеселиться, побеситься…

  • Выставка "Кукловодство"

    проходит в Московском Союзе Художников. Мы с Таней ее посетили, Танечка сделала фотографии, с которыми я вас и познакомлю. Начинаем с ажурной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Глаз в пирамиде. Торжок и приторжковье.

    Съездили на экскурсию, посвященную творчеству архитектора Николя Львова. Конечно же, о сем творчестве я писать не буду. Память у меня все хуже, надо…

  • 1 июня в Царицыно. 2021.

    Как всегда в день защиты детей в Царицыно собираются хиппи, прочие неформалы и всякие примазавшиеся - потусить, пофоткаться, повеселиться, побеситься…

  • Выставка "Кукловодство"

    проходит в Московском Союзе Художников. Мы с Таней ее посетили, Танечка сделала фотографии, с которыми я вас и познакомлю. Начинаем с ажурной…