eisa_ru (eisa_ru) wrote,
eisa_ru
eisa_ru

Categories:

Хороший, стоящий, полноценный роман. Детям эпохи русского рока - читать обязательно!
Есть в книге кое-что, задевшее меня за живое, кое-что заставившее засесть за клаву и накатать много букв, да еще подкрепить всю эту писанину цитатами.
Итак, начну с начала, то есть с названия. Название неудачное. Почему? Да очень просто – словосочетание «Легкая корона» в голове читателя моментально преобразуется в легкую корову. Оно, конечно, оксюморон, что забавно, но уводит в сторону от смысла.
Обложка неудачная: на ней изображена беспечно кайфующая на травке хиппушка, а жизнь героини – не легка, а ее прикид не соответствует одеяниям, описанным в книжке. Надо было девушку на картинке одеть либо в черное, либо - в ретро-панк.
Автор постоянно пользуется таким приемом, как преувеличение, не знаю, как назвать это по-литературному, гипербола что ли? Заключается это преувеличение в том, что некоторые эпизоды уж очень напоминают карикатуру. Гротеск зашкаливает. Описания жизни ее родителей, их взаимоотношений с бабушкой; реалии советской школы; жизнь музыкантов – пьяниц и наркоманов – полный треш и угар, и хочется сказать: «Так не бывает». Это большой косяк автора. Нельзя совмещать в одном произведении подобный гротеск с полнейшим реализмом, передающим тончайшие оттенки духа времени и отношений основным повествованием абсолютно документально. Само повествование рассказывает о рок-фестивалях, о приключениях неформалов, о любви главных героев. Там тоже масса преувеличений, но читаешь и чувствуешь, что автор не врет, а только преувеличивает, потому что сильно переживает. И вот об этом-то я и хочу рассказать и привести цитаты. Очень уж многое мне близко, и вся уродливость и жестокость отношений М и Ж того времени описана в романе с полнейшей достоверностью. Обнаженно, остро и трагично.

Когда главная героиня Алиса познакомилась со своим любимым, Громовым, тот уже был звездой рок-культуры: издавал культовый контркультурный рок-журнал, писал о разных группах, знал всю рок-тусовку и был популярен и знаменит в неформальной среде. При первой встрече герой сперва хамит и издевается, потом слегка утешает героиню. Казалось бы, зачем ему унижать юную девочку? Видимо, так проявляло себя его ненасытное чсв…


Жестокое воспитание касалось и денег. Герой не любил тратить на свою подругу ни денег, ни душевных сил, хотя подобные мелкие траты диктует «простая учтивость». Он хотел только получать любовь героини и поучать ее. Целью его было двойное удовлетворение - моральное и физическое, при чем он был ненасытен до такой степени, что усиливал моральное удовлетворение за счет унижения партнера.
Громов мог по нескольку дней не звонить Алисе и постоянно держал ее в неопределенности. Она просиживала часами у телефона, попав в психологическую зависимость от этого человека и нездоровых отношений.
Громов любил незаметно исчезать во время тусовок, прогулок и вообще в той или иной ситуации. Хиппи он не был, но такой трюк проделывали очень многие хипы, покидая друзей неожиданно и непредсказуемо, как поэт Иннокентий Кондаков из романа "Белые одежды". Прием не новый, но какой-то очень подлый, вампирский прием, - вот так взять и бросить знакомого в состоянии "тоскливого недоумения"(Дудинцев, "Белые одежды").

С самого начала ситуация складывалась так, что оба вроде бы работали рок-журналистами, но Громов даже не давал Алисе свой журнал бесплатно, а требовал за него денег. Статьи, написанные Алисой, он засовывал в стол, а публиковал гораздо худший материал, написанный его друзьями-мужчинами. Об отношениях.

Следующая цитата содержит то самое преувеличение и гротеск, но в контексте остальных отношений воспринимается органично:



Комментировать это я не возьмусь, ржака полнейшая.

После всего случившегося отношения не обрели желанной определенности. Пси-садизм усиливался и крепчал.
Громов диктовал Алисе как и во что ей одеваться, заставляя ее изменить неформальному образу:


Это был не только фетишизм, ему еще и хотелось выставиться перед друзьями, оскорбительно и цинично формулируя это:



Имея свою подругу, он даже не думал предохраняться. Свое отношение к этой проблеме герой выразил одной емкой фразой: «Мой хуй и гандон – вещи несовместные».

Приехав в Питер на рок-фест, Громов немедленно кинул Алису. Вместо того, чтобы поселиться вместе, как двое влюбленных, он отправился на вписку к знакомой герле один, оставив Алису в компании приятеля. Сделал это он опять-таки по-садистски, не предупредив заранее. Зная, что она надеялась быть вместе с ним – любимым, единственным.


В романе вообще не описано нормальных отношений в семьях неформалов. Читатель может сделать вывод, что таковых в той среде вообще не было, а повсеместной нормой являлись садизм (психический и физический), пьянство и наркомания. Когда семейная жизнь доставала героя (обычно это был персонаж мужского пола), он выходил в тапках вынести мусор, а возвращался через месяц или через год. Если вообще возвращался.
К счастью, я могу засвидетельствовать, что далеко не все семьи неформалов жили так ужасно и отчаянно. Денег не было ни у кого, измены, наркомания, пьянство, психозы подкарауливали всех. Но были и счастливые браки. В книжке описана такая семья – это лучшие друзья Алисы. И словно по контрасту они жили в одном подъезде с жуткими пьяницами и наркоманами, которые при этом были великими музыкантами, да еще ухитрились и ребенка родить…
Но не хочется уходить от основной линии рассказа – от длинной череды описаний унижений и обид, которые наносил главный герой своей девушке.
Особо впечатляет эпизод, в котором Громов, Алиса и его друг идут на Московский кинофестиваль. Друг этот постоянно унижает Алису при каждой их встрече. Она не собирается терпеть его издевки и хамство, довольно остроумно и с достоинством отвечает на наезды, что говорит о том, что девушка вовсе не тряпка, а личность с вполне нормальной самооценкой. С присутствием этого друга Алиса мирится только ради Громова. Но вот, придя на кинофестиваль, Громов замечает отца Алисы и тут же отдает ее билет своему другу. Со словами: «А, ты с отцом», - они скрываются в кинотеатре, оставляя Алису одну, без билета на пустой площади. Кино начинается. Отец неожиданно возвращается и отдает ей свой билет. Возмущению его нет предела. Он очень переживает за дочь, даже договаривается с другом начистить фейс этому самому Громову, но Алиса его отговаривает.

Алиса и Громов в начале романа часто гуляют по Москве и пока еще общаются вполне по-человечески. Во время этих прогулок они порой заходят в гости к бывшим громовским любовницам. Все эти женщины смотрят на Алису с жалостью, но с молчаливой покорностью принимают их у себя и кормят их разными ништяками...

Кончаются отношения закономерно: Алиса надоедает Громову, и он находит другой объект для своих издевок.
Алиса долго ждет звонка, и этот звонок наконец раздается:



Заканчивается роман на выставке-перфомансе «У нас есть секс». Громов там выступает уже как исполнитель собственных произведений. Звездит на пустом месте, Алису подвергает демонстративному игнору и столь же демонстративно уделяет внимание приглашенной им манекенщице. Он резервирует для этой манекенщицы столик, заначивает угощение и обращается с ней так, как никогда не обращался с Алисой. Он даже зачем-то снимает с ее ноги туфельку.

Вскоре Громов перестает звонить, вероятно погружается в новые отношения, спешит к новым победам. Алиса впадает в страшный депрессняк, обдумывает способы самоубийства, пьет, курит, объедается седативными средствами. Не хочется приводить цитаты, описывающие ее муки - муки абстиненции. Если бы она не вышла из своего тяжелого состояния, не преодолела ломку, мы бы не прочли ее занимательный и полезный роман.
Описание чувств, страданий и разных безобразий, творимых почти всеми героями, захватывает своей яркостью. Из него следуют определенные выводы. Я не хочу их здесь приводить, может быть те, кому было интересно все это читать, напишут мне в комменты. Если же нет, пусть текст послужит образцом печатного вопля в пустоту.

Если же разговор состоится, я напишу отдельный пост с выводами, обобщениями и соображениями по поводу психологии, философии и поведения разных людей.
Sic.
Tags: hero, modus vivendi, more more more, размышлизмы, текст, чтение
Subscribe

  • Глаз в пирамиде. Торжок и приторжковье.

    Съездили на экскурсию, посвященную творчеству архитектора Николя Львова. Конечно же, о сем творчестве я писать не буду. Память у меня все хуже, надо…

  • 1 июня в Царицыно. 2021.

    Как всегда в день защиты детей в Царицыно собираются хиппи, прочие неформалы и всякие примазавшиеся - потусить, пофоткаться, повеселиться, побеситься…

  • Выставка "Кукловодство"

    проходит в Московском Союзе Художников. Мы с Таней ее посетили, Танечка сделала фотографии, с которыми я вас и познакомлю. Начинаем с ажурной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 111 comments

  • Глаз в пирамиде. Торжок и приторжковье.

    Съездили на экскурсию, посвященную творчеству архитектора Николя Львова. Конечно же, о сем творчестве я писать не буду. Память у меня все хуже, надо…

  • 1 июня в Царицыно. 2021.

    Как всегда в день защиты детей в Царицыно собираются хиппи, прочие неформалы и всякие примазавшиеся - потусить, пофоткаться, повеселиться, побеситься…

  • Выставка "Кукловодство"

    проходит в Московском Союзе Художников. Мы с Таней ее посетили, Танечка сделала фотографии, с которыми я вас и познакомлю. Начинаем с ажурной…