eisa_ru (eisa_ru) wrote,
eisa_ru
eisa_ru

Categories:
Марина Ивановна Цветаева в 19-м году в Москве среди нищеты, голода и стихов вела записные книжки. Вот отрывки оттуда:

«Я не могу не думать о своем, поэтому я не могу служить.

О мои словесные молчаливые пиршества – одна – на улице, идя за молоком!

Аля об этих двух годах в революционной Москве сохранит волшебнейшие воспоминания.
Помилуйте: собирать в полы пальто спичечные коробки и щепки на улицах, радоваться каждой корке хлеба, сидеть на андерсеновской крыше с книгой о Петре Великом в руке, греть эти замерзающие руки у самовара. Поставленного ею же добытыми (часто украденными) палочками хворостом, ходить мимо часового с винтовкой куда-то под окошко за нищенским даровым обедом, ждать и видеть во сне какого-то Белого Всадника – и вдруг крик во дворе: - «нынче хлеб дают!» - и от этого сияние на лице – и ночные походы в церковь, с чувством, что этого нельзя, и ставление свеч перед оскорбленным Богом за тех, кого нету, за тех, кто придут, и брезгливый, полный ненависти взгляд, на чужие, плывущие мимо знамена…
- О, я завидую Алиному детству!

Два источника моих наичистейших радостей: книги и хлеб.

Главные действующие лица в каждых 4 стенах Москвы 19 года: Печка – и Хлеб.

Максимилиан Волошин, первым «открывший» Цветаеву, принимавший ее у себя в Коктебеле, дружил с ней многие годы. И может быть, она даже читала его работу «Пути Эроса», 1907. Вот выдержки оттуда, - как они перекликаются с записями Марины Цветаевой:


Когда родилась Афродита, у богов был пир. Во время этого пира Пения — богиня Нищеты зачала сына от Пороса - бога Изобилия. Сын этот был Эрос. Зачатый в день рождения Афродиты, он стал ее товарищем и слугой. Афродита прекрасна, а он по самой природе своей стремится к красоте.
Но, сын Изобилия и Нищеты, он разделяет судьбу родителей своих. С одной стороны, он всегда нищ, совсем не нежен и не прекрасен, как думают многие, а худощав, грязен, не обут, бесприютен, ложится на землю, спит под от¬крытым небом у дверей домов на улице, всегда терпит нужду и похож на мать.
С другой стороны, он, как отец, стремится всегда за прекрасным и добрым; он мужествен, предприимчив и си¬лен. Ловкий охотник, он постоянно что-нибудь выдумывает, он проницателен и находчив, он философ, врач и чародей. Он ни смертен, ни бессмертен.
В течение одного дня он бывает то цветущ, полон жизни и всем изобилен, то он совсем умирает, то оживает снова. Он всегда посередине между нищетой и изобилием, между мудростью и неведением.
Он посредник между людьми и богами. Он великий Демон — среднее между смертным и бессмертным. Им связана вселенная. Через него проходят предсказания, молитвы и жертвы богам, заклинания и искусства прорицания и колдовства. Через него боги входят в сношение и в переговоры с людьми наяву и во сне.
Такими слова Диотима-Пророчица поучает Сократа истинной природе Эроса в Платоновом «Пире».
Вот что гласит Нагорная проповедь путей Эротовых, вложенная в уста Диотимы-Пророчицы: «Кто хочет правильно идти по этой дороге, тот должен, начиная с юного, возраста, искать прекрасные тела. Сначала, если он на верном пути, он должен любить только одно тело и только к нему создавать красивые речи. Затем он должен признать, что красота, заключающаяся в одном теле, родственна той, что находится в другом. И если подобает искать прекрасное вообще, то совсем не разумно думать, что красота во всех телах различна.
Проникнувшись этой мыслию, надо любить все прекрасные тела и оставить всякую исключительную страсть, считая ее ничтожной.
Красоту души следует считать более возвышенной, чем красоту тела.
Марина Цветаева:
Отсутствие духовности у женщин.
Главный враг духа не тело, а душа.

Тела и сердца у мужчин и женщин – поровну. Потом: бездна, - у мужчин – дух, у женщин – душа.
Душа – это парус. Ветер – жизнь.

Душа у меня – царь, тело – раб.

Нервы – тончайший ост между душой и телом.

Героизм души – жить, героизм тела – умереть.

У некоторых людей тело более духовно, чем у других душа.

Тело – вместилище души.
Поэтому – и только поэтому – не швыряйтесь им зря!

Голос: совсем душа и почти тело.

Я живу, как другие танцуют до упоения - до головокружения – до тошноты!
Я знаю кто я: Танцовщица души.

Могу не спать десять ночей подряд, не есть десять дней подряд (могу!!!) – работать, как раб, - и все это зря, по крохотным поводам. Мне нужно дело (любовь), могущее взять всю мою жизнь и каждый час.

Я могла бы писать прекрасные – вечные!- стихи, если бы так же любила вечное, как бренное.

Максимилиан Волошин:
Наше чувство, воспитанное одновременно на двух противоположных доктринах, из которых одна — христианская — требует презрения к чувственности, а другая, индивидуалистическая, проповедует искания, изысканности, дерзания и опыты в области пола, наше моральное чувство с трудом улавливает ту логическую нить, которая связывает переход от любви к одному телу <к любви> ко многим прекрасным телам, от тел к прекрасным деяниям, от деяний к знаниям и от знаний к созерцанию Вечной красоты. То, что было для эллина связано в единую цепь, для нас распалось на отдельные звенья, и отдельные звенья в различных системах нашей морали соединились в сочетания, с точки зрения Платона, произвольные и лишенные внутреннего смысла.
Значение символа крест имел до христианства, представляя собою знак фаллический, и, быть может, его значение в древности не так отлично от нашего христианского значения, как может показаться.

У Платона есть слова:
«Мировая душа распята на кресте мирового тела».
Смысл ее в том, что вся видимая природа — это распятый в материи бог.
И не Земля, — дети, вам мать — Голгофа,
С оного дня как распят Он, —
С оного дня, как Немезидой Неба
Распят по мне великий Пан, —
говорит Вячеслав Иванов.

Марина Цветаева:
У меня не грехи, а кресты.
«Уже не смеется». (Надпись на моем кресте.)

Максимилиан Волошин:

Во всей сложности делений мира, которые скрещиваются в человеке, в конечном упрощении и обобщении в нем действуют две силы: сила пола во всей ее мировой слож¬ности, которая руководит его нисхождением и должна всю божественную изначальную сущность его обратить в тело, и сила Эроса тоже во всех многообразных аспектах его, который все тело его должен обратить в дух и вести его вверх к сознательному единству.
Пол — инволюция, нисхождение.
Эрос — восхождение, эволюция.

МЦ: Человек – единственная возможность быть – Богу.
Дух – ввысь, душа – вглубь. Физическое ощущение.

Любовь – через всех – к себе. Духовное объяснение многолюбия.

Моя любовь к другим, (вне одного), это избыток любви, обыкновенно идущий к Богу.

Марина Цветаева, записная книжка 10, 1923 г:
А может быть другие (сущности!) вскрываются исключительно в любви (Эросе). Но может ли сущность вскрыться в частности? И в частности, да. Но почему именно в этой?

Может ли сущность (Аполлон, Дионис, Люцифер etc) вскрываться исключительно в Эросе?
Нет, сущности скрываются, пропадают в Эросе. Может быть, под этим углом зрения – он и есть из богов сильнейший.

«Поэт в любви». Нет, ты будь поэтом в помойке, да.

Записи 23 года могут говорить либо о том, что МЦ забыла работу Волошина, либо, что не читала ее никогда.
Но шла путями Эроса – да, безусловно. Если брать за основу Волошинскую трактовку Эроса – как божество, рожденное от нищеты и изобилия. И быть поэтом в помойке и художником на чердаке – в наше время уже общее место, как иначе?
«На мягких подушках не въедешь в вечность», - как сказал уже другой русский поэт, поэт конца ХХ века.
Tags: книги, мысли, размышлизмы, символизм, статьи, тексты
Subscribe

  • Глаз в пирамиде. Торжок и приторжковье.

    Съездили на экскурсию, посвященную творчеству архитектора Николя Львова. Конечно же, о сем творчестве я писать не буду. Память у меня все хуже, надо…

  • Морозовский городок в Твери. Зона бомжизни.

    Вчера посетили Морозовский городок три подруги - Эйса, Таня и Лена. Пока добирались, местные оказали нам знак внимания, заинтересованно спросив: Куда…

  • 1 июня в Царицыно. 2021.

    Как всегда в день защиты детей в Царицыно собираются хиппи, прочие неформалы и всякие примазавшиеся - потусить, пофоткаться, повеселиться, побеситься…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Глаз в пирамиде. Торжок и приторжковье.

    Съездили на экскурсию, посвященную творчеству архитектора Николя Львова. Конечно же, о сем творчестве я писать не буду. Память у меня все хуже, надо…

  • Морозовский городок в Твери. Зона бомжизни.

    Вчера посетили Морозовский городок три подруги - Эйса, Таня и Лена. Пока добирались, местные оказали нам знак внимания, заинтересованно спросив: Куда…

  • 1 июня в Царицыно. 2021.

    Как всегда в день защиты детей в Царицыно собираются хиппи, прочие неформалы и всякие примазавшиеся - потусить, пофоткаться, повеселиться, побеситься…